Пресс-центр

mouse Combined Shape

Торговые центры сегодня и завтра: адаптация к новым реалиям или начало конца?

01.10.2020

Кто в вашей компании сегодня отвечает за стратегию? Представьте, что вы проходите опрос и вам надо выбрать один из трех вариантов: (1) генеральный директор, (2) директор по стратегии, (3) COVID‑19.

Это перефразированный мем, который был весьма популярен у бизнесменов в разгар пандемии. Но в нем есть лишь доля шутки, а все остальное – горькая правда жизни. Коронакризис действительно спутал планы практически всем отраслям экономики и (временно) взял на себя бразды правления целыми индустриями. Выиграть от этого, как известно, получилось далеко не у всех, но ведь и игра еще не закончена. Взять, например, большие торгово-развлекательные центры. Трудно себе представить сегмент экономики, который бы больше пострадал от кризиса. Так, в России остается еще немалое количество городов, где ТРЦ до сих пор закрыты, и непонятно, будут ли они открыты снова. Но, те, кто выжил, получили уникальный толчок к трансформации, которую их владельцы откладывали годами.

Говорят, что ковидная вспышка в разы ускорила темпы развития самых разных отраслей. Это очень ярко видно на примере индустрии торговли. И хоть повод безрадостный, а последствия часто апокалиптические, можно во всем этом найти и яркие пятна. Многое из того, зачем люди раньше приходили в торговый центр, теперь безвозвратно ушло в онлайн, и с этим бесполезно бороться. Ведь гораздо продуктивнее будет подумать о том, что немало новых или уникальных услуг ТРЦ никогда не сможет заменить мобильное приложение. И уже на этом создать новые точки роста в постковидную эру. Какие это могут быть точки роста?

Вот, например, еда. Казалось бы – доставка буквально «выстрелила» за последние 4 месяца. Но как только людям стало можно пойти в рестораны, они не просто пошли – они буквально хлынули в них! От доступного фастфуда до высокой кухни – сегодня довольно трудно без предварительной записи прийти и получить хороший столик в вашем любимом месте. И в «Макдональдс», скорее всего, нужно будет постоять в очереди. Что это, как не уникальная возможность для ТРЦ? Еда в ресторане сегодня, как это ни удивительно звучит, – новая роскошь и даже развлечение. Как удачно: именно та область развлечений, на которой во многом построена индустрия торговых центров!

Или возьмем саморазвитие и образование. Кажется, что на предложившего делать это оффлайн сегодня будут смотреть косо. А на самом деле ковид стер с лица бизнеса сотни, если не тысячи маленьких студий, классов, секций, частных спортзалов, пространств для лекций и митапов. Владельцы этих предприятий просто не могли позволить себе месяцы простоя, но и в онлайн можно перевести далеко не все из этого. Одновременно с этим в торговых центрах очень удачно (и скорее всего надолго) освободились площади книжных, товаров для дома. Вот и новые пространства для мастер-классов, кулинарных курсов, коворкингов, клубных встреч, индивидуальных занятий кросс-фитом и других кулуарных развлекательных мероприятий. При этом управляющая компания большого ТРЦ всегда обеспечит уровень дезинфекции, контроля чистоты и безопасности, недостижимый для мелкого арендодателя.

и безопасности, недостижимый для мелкого арендодателя. Главный источник выручки ТРЦ – арендаторы в торговых галереях. Они, если верить отчетам онлайн-магазинов, навсегда остаются в прошлом, потому что люди распробовали преимущества онлайн-шоппинга. Сделаю смелый и даже дерзкий прогноз: как только пандемия окончательно отступит, продажи оффлайн вернутся на докризисный уровень и даже вырастут. Все потому, что человек социален по своей природе и за миллионы лет эволюции привык к общению с людьми и тактильному контакту с вещами. Приведу банальный пример. В большинстве онлайн-магазинов ты не можешь заказать вещи с примеркой и отказом без предварительной оплаты заказа полностью, и, если вещи не подошли, человеку приходится оформлять возврат, ждать возврата денежных средств и т. д. Все это очень неудобно. Другое дело – покупки в магазине. Помимо общения, возможности выбора, тактильных ощущений от товара, ты можешь купить только то, что тебе действительно подошло, без дополнительных манипуляций. Этот момент многие прочувствовали на самоизоляции и с нетерпением ждали открытия магазинов в ТРЦ.

Значит ли это, что все уже хорошо и можно выдыхать? Конечно, нет. Каждый ТРЦ столкнется или уже столкнулся с проблемами в ротации вакантных помещений и со снижением покупательской способности своей основной целевой аудитории. Глупо надеяться, что после пандемии станет так же, как было раньше. Любой кризис всегда сопровождается сменой брендов и их форматов в ТРЦ. Далеко не все арендаторы смогли пережить пандемию и остаться в тех или иных проектах. Это коснулось не только точечных ретейлеров, но и крупных российских и международных сетей, которые начали оптимизировать количество открытых магазинов, закрывая менее рентабельные, а также менять свои форматы и позиционирование. У многих из них до сих пор нет понимания по стратегии развития, форматам и дальнейшей работе. К тому же всем ТРЦ еще только предстоит по-настоящему внедрить новые требования к безопасности и дезинфекции, логистике торговых и развлекательных пространств и других аспектов деятельности, возникших вследствие ковида.

Что в остатке? Люди устали сидеть дома и обязательно скоро вернутся в ТРЦ. Всем участникам индустрии торговли, в особенности владельцам торговых центров, нужно приготовиться к этому. И осознать, что в ближайшее время: (1) жизнь становится очень непредсказуемой; (2) правильные решения нужно принимать быстро; (3) переждать время перемен, не меняясь, не получится ни у кого. Хорошая новость состоит в том, что наша отрасль все-таки не изменится до неузнаваемости и что социум как пружина – люди всегда склонны возвращаться к норме жизни и своим обычным привычкам, как только для этого появляется возможность. А те, кто первыми почувствуют в этой новой нормальности перспективу и не побоятся меняться, получат все лавры победителя: новых арендаторов, новые потоки выручки и – самое главное – тысячи благодарных клиентов.

Все новости